Почему я молчу
Ребенку уже 2-3-4 года, а он еще не говорит. Совсем молчит. Говорит на своем. Произносит несколько слов.
Не хочет. Так часто говорят про него родители, а бывает и врачи, и логопеды.
НЕТ!!! Не бывает такого, чтобы ребенок не хотел разговаривать. НЕ МОЖЕТ. Ему трудно, не получается:
- есть нарушения или задерживаются в развитии отделы головного мозга и нервной системы, отвечающие за речь,
либо есть неврологические нарушения, которые влекут за собой недоразвитие речи. - Например, нарушена коммуникативная функция речи — у ребенка нет потребности в общении. НО это опять же не значит, что он не хочет. Это нарушение. Он не может!
Могу ли я заговорить сам
А бывает, что ребенок молчит, а в 3,5 или 4 года заговорит сам?
Да. Но в % соотношении такое бывает редко.
Те, у кого детки вдруг разговорились сами, рассказывают об этом всем. И, кажется, что их много.
Те, кому пришлось долго и упорно работать, биться за каждое слово, заниматься ежедневно до школы и даже в школе, как правило, молчат. Молчат, потому что нет сил кому-то что-то объяснять и доказывать. Да и об успехах детей проще и приятнее рассказывать, чем о проблемах.
Сам ребенок может заговорить, если это именно ЗАДЕРЖКА развития речи. Позже, чем обычно развиваются речевые отделы мозга. НО скорее всего она и дальше будет формироваться с задержкой.
И чтобы к школе решить все речевые проблемы, нужна будет логопед. А ещё таким детям бывает трудно учиться читать и писать без ошибок. И лучше это делать заранее и с помощью логопеда.
Если же это НАРУШЕНИЕ формирования и развития различных органов, отвечающих за речь, то без помощи специалистов не обойтись.
Когда должна появляться речь
По общепринятым нормам:
- 0-3 мес — эмоциональные реакции
- 3-6 мес — гуление и лепет (первые звуки и слоги)
- 6-10 мес — начинает развиваться понимание речи (да, раньше ваш малыш совершенно не понимал смысла слов, реагировал только на интонацию, выражение лица) и активный лепет (слоги и разные сочетания: бу, ма, бдя, ня, анянь, пфу))
- 10 мес — 1 год — первые слова, активное понимание речи, не только слов, но и предложений
- 2 года — фразы из 3-4 слов
На практике происходит по-разному. «Норма» — это понятие относительное.
Если речь задерживается не сильно, паниковать не стоит. Но нужно обратить внимание на речь:
- какие звуки появились
- понимает ли ребенок слова, простые фразы
- пытается ли общаться с вами звуками, жестами, мимикой
- есть ли динамика, появляется ли что-то новое в речи
Если вы переживаете и сомневаетесь, всегда можно записаться к логопеду на консультацию и задать все вопросы. Лучше получить грамотные рекомендации, чем просто ждать.
Если речь задерживается значительно, то обязательно нужно, не затягивая, показать ребенка неврологу и логопеду для обсуждения дальнейших действий.
Что мы будем делать?
Работать. Много и системно заниматься с ребенком.
У нас в Детской студии Грамотейка есть специальная мини-группа для таких детей. Вместе мы помогаем ребяткам заговорить.
- принимаются неговорящие или плохоговорящие дети
- возраст 2,5 — 4 года
- занятия 2 раза в неделю по 40 мин
- занятия ведут одновременно! ДВА опытных логопеда-дефектолога
На занятиях мы:
- устанавливаем контакт с педагогом и ребятами, формируем положительный настрой на занятия,
- учимся слушать и выполнять инструкции,
- учимся взаимодействовать в коллективе, действовать поочереди, не перебивать, уступать, договариваться
- развиваем усидчивость и умение сосредоточиться, не отвлекаться, следить за сюжетом
- развиваем слуховое внимание,
- увеличиваем пассивный словарь и накапливаем активный,
- все движения сопровождаем звуками и словами!!! накапливаем пассивный словарь, развиваем активный,
- учимся делать первые артикуляционные упражнения по подражанию, (открываем широко рот, заборчик, окошечко, улыбка, трубочка) укрепляем мышцы, участвующие в произнесении разных звуков,
- отрабатываем четкость произнесения гласных звуков, работаем над согласными,
- развиваем выдох и формируем направление воздушной струи,
- учимся договаривать и отвечать на вопросы, повторять, строить предложения,
- развиваем мелкую моторику, координацию движений,
- развиваем пространственное и образное мышление, память, внимание, творческие способности
- прививаем интерес к книгам, чтению, занятиям
И это далеко не все, что мы делаем на занятиях с малышами.
Узнайте больше о том, когда бежать к логопеду!